Власть, закон и деньги в мире Серебренникова ⋆ Николай Егорьев
Вы здесь
Главная > Музыка, арт, литература > Власть, закон и деньги в мире Серебренникова

Власть, закон и деньги в мире Серебренникова

Spread the love

 «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства» (Из «Правил жизни Кирилла Серебренникова»).

Фото The Guardian

Многие творческие личности обладают пророческим даром, но почему-то не связывают свои пророчества с собственной судьбой. Вот что говорил Серебренников о взаимоотношении власти и художников, о России и её культуре:

Россия — страна, где весь бюджет надо бы тратить на образование, на просвещение, на культуру. Весь бюджет, всю нефть, что течет по трубам, надо вернуть обратно и потратить на просвещение. Россия сегодня — невероятно темная страна, невежественная, и она становится еще темнее, мракобеснее, это совсем выглядит как катастрофа. И в итоге никто не сможет от этого защититься. Никак, никакими способами, никакими заборами до неба нельзя защититься от этой власти тьмы, даже если она — электоральная опора, эти условные «86 процентов»… Так что будь ты хоть властелином мира, если ты попадаешь в Россию — ты не защищен ни от чего. (Colta)

БЕЛОВ: К вам по поводу творческого сотрудничества с Сурковым претензии же почему предъявляли еще? Потому что «наш человек» взял деньги на спектакль у кровавого режима.
СЕРЕБРЕННИКОВ: Это смешно. В России, где п…дят, пилят, осваивают миллиарды! Туда Олимпиада! Сюда Олимпиада! Туда дорога! Сюда дорога! Туда газопровод! Сюда газопровод! Мы говорим о производственном бюджете на декорации? На три фальшивых стула! Шутите, что ли? Конечно, я очень обогатился на этом спектакле, который шел в малом зале на 150 мест! Теперь могу больше не работать. GQ

Обе мысли родились в одной голове, но непостижимым образом разминулись.

Серебренников решил, что на дело просвещения брать деньги у власти тьмы не только можно, но и нужно. Корыстная и лживая власть должна ему отступного.

Власть, оказывается, считает иначе, что явилось для художника неприятным сюрпризом.


Кстати, высказываний Серебренникова о Путине я в интернете так и не нашел. Хотя творческая интеллигенция считает, что он противостоит авторитарной власти и критикует российское руководство, за что, мол, и репрессирован.

Однако же — ничего Гугл о том не знает. Есть высказывания Серебренникова о России — нелестные, но ничего криминального, всё в рамках либеральной программы. Есть сведения из Википедии, что Серебренников выступал за права ЛГБТ, против войны в Грузии, против ужесточения закона о митингах. Но тоже ничего экстремистского или обидного для власти. Нарылся даже эпизод с фильмом “Пусси Райт: Панк-молебен”, который Серебренников хотел показать в Гоголь-центре (не позволило начальство). Это, пожалуй, самый радикальный поступок. А вот про Путина — ни слова.

Не думаю, что у Путина мог быть личный мотив.


За что же тогда?

Фото Reuters Tatyana Makeyeva

Версий уже достаточно. Экзотическая: что Серебренникова заказали поклонники Цоя, о котором он снимал фильм и планировал использовать какие-то грязные подробности. Конспирологическая: копают под Мединского. Бытовая: кто-то тупо хочет отжать Гоголь-центр. Тривиальная: силовики решили показать, кто начальник, а кто дурак. Полуофициальная, Серебренников действительно использовал схемы финансирования и обналички, которые формально являются мошенничеством. Официальная: мошенничество в особо крупном размере.

Представитель Штутгартской оперы Томас Кох (в интервью DW): «Мы тут все пребываем в шоке»… «Как это вообще возможно: использовать одни и те же деньги не по назначению и одновременно потратить их на реализацию художественного проекта, для которого эти деньги были предназначены?

Как, как…

Ну, например, так. Создается липовая студия, которая якобы ставит спектакль и получает от Минкульта за это деньги, на которые уже действительно ставится настоящий спектакль. Вот, дескать. почему кто-то утверждает, что спектаклей, на которые выделялись деньги, не было, а кто-то уверен, что спектакли видел своими глазами. И те, и другие правы 🙂 В чём профит, не знаю, но тема такая в интернетах озвучена.

Или так:

Комментарий к статье Юлии Латыниной в Новой газете

О других возможных схемах ещё услышим по ходу следствия.


Меня как жителя города, в котором нет театра (нас таких в России 27%, судя по опросу ВЦИОМ) волнует вот что.

Кирилл Серебренников, считая, что Россия — тёмная, поехал просвещать почему-то Москву. Где очень много театров и народ, в принципе, достаточно просвещенный. Уехал из Ростова (который, видимо, в просвещении нуждается меньше). Иногда просвещал Штутарт и другие города Европы.

На родине же деньги из бюджета, собранного всем миром, он так или иначе тратил на просвещение всё той же Москвы. Создавал «уникальные для России проекты», которыми очень гордится. Правда, 99,99% населения России эти проекты (ту же «Платформу») в глаза не видела, как и самого Серебренникова, который, судя по заявлению в суде, всегда служил России.

[Спойлер]Я честный человек. Прошу высокий суд разрешить мне работать.Я всегда работал для России. Я делал и делаю вещи, связанные с миром нематериальным. И стараюсь делать так, чтобы наша страна была не провинциальной, а мощной державой.

Деньги он получал у власти. Считая ее лживой, понимая, что власть «пилит», всё же брал — получается, брал-то ворованное?

Как там у Максима Горького:

Пора вам решить вопрос: с кем вы, “мастера культуры”? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или … за сохранение касты безответственных хищников, — касты, которая загнила с головы и продолжает действовать уже только по инерции? 

(Visited 2 times, 1 visits today)
Top